Куприн («Гранатовый браслет, 1910) и Бунин
(«Темные аллеи», 1938) пишут о постоянстве в неразделенной любви. Желтков,
конторский служащий, в течение восьми лет страстно любит княгиню Веру Шеину без всякой надежды на взаимность. Их непреодолимо
разделяет социальное положение и то, что Вера замужем. Эта всепоглощающая любовь
делает для Желткова невозможным устроение собственной семейной жизни. Когда он
узнает, что не сможет более писать Вере редкие письма и издалека видеть ее, он
кончает жизнь самоубийством.
Герои рассказа Бунина тоже разделены
социальным положением. Он – генерал, она – бывшая крепостная, служившая в
господском доме. Будучи старше ее на десять лет, Николай Алексеевич после краткого
бурного романа бросил свою 18-летнюю возлюбленную. А Надежда так любила его,
что оказалась не в состоянии впоследствии выйти замуж, устроить свою судьбу.
Как и Желтков у Куприна, она принесла свою жизнь, чувства, возможное
супружество и родительство в жертву какому-то идеальному фантому, призраку
прошлого, мимолетной иллюзии счастья: «Сколько не проходило времени, все одним
жила. Знала, что давно нет вас прежнего, что для вас словно ничего и не было, а
вот…» Хотя, в отличие от Желткова, Надежда не кончает жизнь самоубийством, она
признается: «Сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж
не говоря обо всем прочем». Но она живет и даже успешно устраивает свои дела:
содержит опрятную гостиницу и дает деньги в рост. Но обманувшего ее
возлюбленного она «не простила».
Может быть, поэтому, по какому-то закону
мировой справедливости, семейная жизнь Николая Алексеевича складывается
неудачно. Страстно любимая жена изменяет ему, а сын не оправдывает его надежды.
Поэтому уже в старости он понимает, что Надежда дала ему «лучшие минуты жизни».
К сожалению, эти «лучшие минуты» не сделали его самого лучше. И в старости он
пытается отгородиться от бесчестного прошлого маской циника: «История пошлая,
обыкновенная». Он стыдится своего признания Надежде, сделанного в минуту
потрясения от неожиданной встречи: «Думаю, что и я потерял в тебе самое
дорогое, что имел в жизни». Но уже на пути с постоялого двора мелькнувшая было
тень раскаяния навсегда покидает его, и вновь звучит голос холодного рассудка: «“Что,
если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница
постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих
детей?” И, закрывая глаза, качал головой». Как и в рассказе Куприна, социальное
положение заведомо исключает здесь возможность семейного счастья. Поэтому и
Надежда, и Желтков оказываются в положении жертв и заложников своего чувства,
их жизнь оказывается лишенной созидательного начала.
В отличие от Николая Алексеевича,
княгиня Вера счастлива в браке. Ее муж, князь Шеин, искренно любит ее (несмотря
на бедность, устраивает обед в честь ее именин и дарит жемчужные серьги). Узнав
о существовании у жены поклонника, он не устраивает ей сцен ревности: таково
доверие и уважение, с которыми он относится к жене. С Желтковым князь Шеин, в
отличие от своего шурина, обращается деликатно и мягко. Интересно, что супруги
испытывают одинаковые чувства к этому человеку, непрошено вторгшемуся в их жизнь.
«Мне жалко этого человека», - говорит князь Шеин. Вере тоже «жалко этого
несчастного». Такое единство в чувствах и мыслях говорит об особой близости
супругов друг к другу, об их истинной любви.
Правда, истинной любовью в рассказе устами
Аносова называется чувство Желткова к Вере – «настоящей, самоотверженной,
истинной любовью», «о которой мечтает каждая женщина», «которая повторяется
только один раз в тысячу лет». А об отношении Веры к мужу сказано, что ее «прежняя
страстная любовь» «давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».
Но именно такое взаимное чувство супругов
и можно назвать подлинной самоотверженной любовью, а не ту книжную романтику, о
которой рассуждает Аносов, «слезами обливавшийся» над «Манон Леско» и уверенный,
что любовь обязательно «должна быть трагедией».
Судьбу Желткова и героев рассказа Бунина,
действительно, можно назвать трагедией, поскольку это неоправданная и
непоправимая трата драгоценного дара жизни и любви. Такая любовь делает Надежду и Николая
Алексеевича несчастными и приводит Желткова к самоубийству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий