Грустная история. С одной стороны, действительно, - редкая способность к
самоотверженной и постоянной любви, как бы без тени эгоизма. По крайней
мере, так, наверное, хотел показать Куприн... (Хотя, здесь вопрос - что
несут эти письма (вопреки запрету Веры писать) и браслет замужней
женщине? - Смущение и разлад. Так что, действительно ли любит Веру и так
ли самоотвержен Желтков?..) Но с другой стороны - все это производит
тягостное впечатление. Потому что это - болезнь души. Такое чувство, как
у Желткова, с его интенсивностью и постоянством, должно иметь
соответствующий себе объект - Бога. Когда же оно направлено на
ограниченного человека, - это производит впечатление не просто глупости и
нелепого куража (как в двух историях генерала Амосова) - а кощунства.
"Да святится имя Твое", обращенное к человеку - это идолопоклонство, это
отвержение Бога, это неосознанный (или осознанный?) сатанизм. Здесь
есть что-то зловещее и темное, какие-то очень мрачные глубины.
Самоубийство - закономерное завершение этого пути. Желтков мог бы стать
святым, если бы любил Бога так, как любил своего идола. Здесь же
какой-то выстрел мимо цели, неоправданная и непоправимая трата
драгоценного дара жизни, любви, духа. Наиболее чуткие и живые души в
рассказе (Амосов, Вера, князь Шеин) тоскуют по истинной любви, понимают
ее необходимость для человека как духовного существа. Но в какой-то
ограниченности духовного кругозора, слепоте, мечтательности принимают за
нее то, что по сути является преступлением, самоубийственным
надругательством над духовной природой человека... Наверное, это не то,
что хотел сказать Куприн. Но это то, что у него получилось - трагедия
человека как духовного существа, живущего вне Бога, тоскующего по
божественной любви и находящего ее суррогаты на земле - с катастрофическими для себя
последствиями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий