В сне
Татьяны много фольклорных мотивов. Еще до изложения сна про Татьяну говорится,
что она «верила преданьям» и что ее «тревожили приметы». Татьяна суеверна,
причем суеверия в основном наполняют ее страхом и тревогой («предчувствия
теснили грудь», «она дрожала и бледнела», «в смятенье торопилась», «ждала
несчастья»). Перед тем, как увидеть сон, Татьяна гадает и собирается ворожить в
бане (единственном теплом помещении, где не было икон), но только страх ее
останавливает. Сон как бы является продолжением того, что происходит наяву.
Татьяне
снится, что она идет ночью в лес. Цель ее похода не называется, но она идет по
своей воле, даже охотно, во всяком случае, сначала. Кругом «мгла» и снежные
сугробы – образы неоформленной стихии, хаоса. Ей нужно перейти «шумящую
пучину», «кипучий, темный и седой / Поток, не скованный зимой» - еще один образ
стихии, но одновременно и символическая граница между двумя мирами, перейдя
которую, обратного пути нет. Эту «досадную разлуку» преодолеть ей помогает
медведь – еще один представитель хаоса. Зверь-помощник, зверь-слуга – обычная
фигура в сказках. Но здесь медведь превращается в «несносного лакея», он уже
как бы преследует Татьяну. Перейдя ручей-границу, Татьяна все больше теряет
свободу воли, становится пассивной жертвой насилия. Она вязнет в снегу, деревья
цепляются суками ей за шею, вырывают из ушей золотые серьги, в снегу остается
ее башмачок, платок… Она постепенно теряет все признаки цивилизованности,
культуры, порядка. Наконец, она падает в снег, и далее ее несет медведь. Это
уже крайнее проявление пассивности («она бесчувственно-покорна, / Не
шевельнется, не дохнет»).
Медведь
(образ темной силы) приносит Татьяну на пир нечисти, причем главным здесь
оказывается тот, кого страшный медведь назвал «мой кум», тот, кто сам «мил и
страшен» Татьяне – Онегин. Это придает Татьяне
смелости, и она впервые после встречи с медведем опять проявляет активность:
сама отворяет дверь, чтобы преодолеть очередной порог. То, что ее изначально влекло ночью в лес, то и
теперь влечет в еще более страшное место - в общество «чудовищ», «шайки домовых», «адских
привидений». Но, как и в прошлый раз, преодоление порога приводит Татьяну к
полной потери свободы: она «силится» бежать и кричать, но не может. Более того,
нечистая сила, указывая на нее, кричит «мое!» (я не «моя!»), то есть, здесь
Татьяна уже превращается из личности в «вещь». Точно так же обозначает ее и
Онегин: «Мое! – сказал Евгений грозно», после чего «увлекает» Татьяну в угол и
«слагает» на шаткую скамью, что опять подчеркивает ее пассивность, бессилие и положение
жертвы. Облик Онегина при этом отмечен чертами демонизма и безумия («взорами сверкая», «дико
он очами бродит»).
То, что
должно было теперь произойти «во тьме морозной», предотвращается вспышкой
света, появлением Ольги и Ленского (сестры и друга) и пролитием крови Ленского.
Страшное и роковое событие,
предопределенное устремленностью Татьяны в ночной лес, неожиданно приобретает
другую форму, но не менее страшную.
Сон Татьяны,
таким образом, является продолжением событий, происходящих «наяву» и одновременно
сам предсказывает дальнейшие события романа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий